Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Аттестация педагогических работников

Дата: 13 ноября 2019 в 23:27, Обновлено 10 октября 2020 в 13:17

Нормативная правовая база аттестации педагогических кадров:

1. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 22 августа 2012 года № 101 «Инструкция о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования)».с изменениями и дополнениями, утвержденными постановлениями Министерства образования Республики Беларусь от 26.03.2014 № 20, от 26.11.2014 №163, от 11.05.2017 № 46

В работе аттестационных комиссий учреждений образования используются также следующие нормативные правовые акты:

  1. Кодекс Республики Беларусь об образовании;
  2. Постановление Министерства труда Республики Беларусь от 28.04.2001 № 53 (в редакции постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21.10.2011 № 105) «Об утверждении квалификационного справочника должностей служащих»;
  3. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.07.2011 № 954 «Положение о непрерывном профессиональном образовании руководящих работников и специалистов» (далее – Положение о повышении квалификации);
  4. Постановление Министерства труда Республики Беларусь от 28.04.2001 № 53 «Об утверждении квалификационного справочника должностей служащих» (далее – ЕКСД);
  5. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 02.06.2009 № 36 (ред. от 01.02.2016) «Об утверждении и введении в действие Общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 011-2009 «Специальности и квалификации» (далее – ОКРБ);
  6. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23.08.2014 № 818 «О некоторых вопросах повышения оплаты труда отдельным категориям работников системы образования» (далее – постановление № 818);
  7. Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 г. № 4 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях».

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА  К АТТЕСТАЦИИ         

1.     ЗАЯВЛЕНИЕ (по установленной форме).

2.     СПРАВКИ О СДАЧЕ КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА (оригинал).

3.      ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ.

4.     МАТЕРИАЛЫ О ПРОВЕДЕННЫХ ОТКРЫТЫХ УРОКАХ И ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ (рабочие и открытые уроки  посещает администрация и члены аттестационной комиссии).

5.      САМОАНАЛИЗ УРОКА (открытого или рабочего, который посещала администрация или члены аттестационной комиссии.)

6.     ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ (материалы из опыта работы - папка).

7.     САМОАНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (готовит аттестуемый работник). 

8.     ХАРАКТЕРИСТИКА (с подписью директора учреждения образования и печатью).

9.     АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО ИТОГАМ ИЗУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АТТЕСТУЕМОГО и другие аналитические материалы

10.          КОПИИ:

-удостоверения о повышении квалификации за последние 3 года (базовые курсыцелевые, проблемные   и др.)

-диплома, если высшее учебное  заведение окончено с отличием (претендентам на вторую категорию со стажем работы один год).

- документа о присвоении академической степени магистра (претендентам на вторую категорию со стажем работы один год).

Вся процедура подготовки к аттестации  должна быть завершена за неделю до аттестационного собеседования.

 Материалы к аттестационному собеседованию должны быть предоставлены в аттестационную комиссию за неделю  до аттестационного собеседования.

Педагогическому работнику к аттестационному собеседованию  подготовить краткую информацию о профессиональной деятельности и направлениях работы в перспективе.

Форма подачи заявления


 

Председателю аттестационной комиссии


 

наименование  учреждения образования,


 

Ф.И.О. председателя  аттестационной комиссии

_____________________________________

                        Ф.И.О. педагогического работника,    должность


 


 

ЗАЯВЛЕНИЕ

       

Прошу аттестовать меня на присвоение ____________________________

<sup>наименование квалификационной категории</sup>

квалификационной категории по должности ____________________________

__________________________________________________________________.

<sup>наименование должности педагогического работника</sup>


 

 ____________            _____________            ____________________

  Дата                                                        Подпись                                                расшифровка подписи

Документы, которые предоставляет педагогический работник для сдачи квалификационного экзамена в процессе аттестации на присвоение высшей квалификационной категории:

1. Направление на сдачу квалификационного экзамена (высылается учреждением образования в академию последипломного образования).

2. Опыт педагогической деятельности в бумажном и электронном варианте (предоставляется во время экзамена).

Аттестуемым на заметку

Аттестационная комиссия в соответствии с графиком аттестации производит изучение педагогической деятельности учителя, руководствуясь требованиями квалификационных характеристик, методическими рекомендациями по оценке деятельности педагогических работников.

С этой целью изучается:

  1. психологическая готовность учителя;
  2. технологическая готовность учителя (воспитателя, руководителя кружка) (общая методическая подготовка учителя, знание преподаваемого предмета).

Дается оценка:

  1. преподавательской деятельности учителя (воспитателя, руководителя кружка): знание нормативных документов, которые касаются вопросов образования; основных достижений педагогической и психологической теории и практики; в выполнении государственных программ; оценка качества проведения урока; интерес учащихся к преподавательскому предмету;
  2. умений учителя (воспитателя, руководителя кружка) планировать свою деятельность;
  3. деятельности во внеурочной воспитательной работе учителя;
  4. работы учителя над повышением своего профессионального уровня ( повышение квалификации);
  5. для первой и высшей категории – результатов исследовательской работы учителя (воспитателя, руководителя кружка), внедрения в практику методов и приемов современных образовательных и информационных технологий.

Порядок проведения аттестации учителя на категорию

Аттестационная комиссия в соответствии с графиком аттестации:

  1. посещает уроки, факультативные занят, внеклассные мероприятия по предмету, воспитательные мероприятия аттестуемого, анализирует их и делает выводы об уровне научно-теоретической подготовки учителя;
  2. анализирует результаты контрольных срезов (результаты анкетирования и другую аналитическую информацию), проведенных в классах, где работает аттестуемый, и делает вывод об уровне знаний, умений и навыков учащихся;
  3. анализирует деятельность аттестуемого по совершенствованию своего педагогического мастерства, повышению профессионального уровня (повышение квалификации, методическая, инновационная деятельность, самообразование);
  4. проводит предварительную беседу по вопросам подготовленности аттестуемого к аттестации.
  5. проводит аттестационную беседу, где сопоставляются оценочные мнения администрации, членов комиссии и аттестуемого, делаются выводы об эффективности результатов его педагогической деятельности, морально-личностных качеств педагога, обсуждаются перспективы профессионального роста и повышения квалификации.

В рамках аттестации учитель должен:

  1. провести 2  открытых урока, факультативное занятие, внеклассное мероприятие по предмету, воспитательное мероприятие;
  2. представить аттестационной комиссии результаты контрольных срезов и другую отчетную документацию по преподаваемому предмету;
  3. на вторую категорию – представить к аттестационной беседе свой опыт в виде разработок отдельных уроков или тем (наглядные материалы);
  4. на первую категорию – представить к аттестационной беседе свой опыт работы в виде методических разработок по предмету (обобщить свой опыт работы, наглядно его оформить);
  5. на высшую категорию – сдать квалификационный экзамен в ИРО, получив направление аттестационной комиссии. Представить аттестационной комиссии авторские методические разработки, печатные работы и др.

Требования к опыту

Процедура проведения квалификационного экзамена при проведении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории

            На основании направлений, поступивших от организаций системы образования, отделов (управлений) образования местных исполнительных и распорядительных органов, в соответствии с Инструкцией о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования и Методическими рекомендациями о порядке проведения квалификационного экзамена ГУО «Академия последипломного образования» организует квалификационные экзамены при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории для групп претендентов в количестве 10-12 человек в соответствии с примерным календарным графиком.

            Прибытие участников на квалификационный экзамен осуществляется на основании официального письма-приглашения, которое высылается в учреждения образования.

Претендент на высшую квалификационную категорию, приглашенный для сдачи квалификационного экзамена, должен иметь при себе иметь: паспорт, описание опыта педагогической деятельности на бумажном и электронном носителях, свидетельство о прохождении последнего повышения квалификации, сертификат пользователя информационных технологий (при наличии) и другие материалы, подтверждающие результативность педагогической деятельности.

            Содержание заданий определяется программами квалификационного экзамена по направлениям педагогической деятельности.

            Квалификационный экзамен при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории проводится в течение двух дней и состоит из двух этапов.

Первый этап направлен на оценку уровня научно-теоретической и методической подготовки в соответствии с требованиями, предъявляемыми к специалистам высшей категории и, как правило, проводится в письменной форме. На выполнение заданий первого этапа квалификационного экзамена отводится два академических часа.

Оценка первого этапа квалификационного экзамена осуществляется в баллах за правильно решенные задачи, выполненные тесты, раскрытие вопросов и вносится в экзаменационную ведомость.

            Максимально возможное количество баллов за первый этап – 32, из них:

инвариантный блок – тест (10 вопросов) на определение общепрофессиональной педагогической компетентности – 10 баллов;

            вариативный блок – тесты, вопросы, задания на знания по основным нормативным правовым актам, регламентирующим организацию образовательного процесса по реализации конкретных образовательных программ, теории и содержанию преподаваемого предмета или реализуемого направления педагогической деятельности, современных технологий, методов, приемов, средств обучения и воспитания, социально-педагогической поддержки и психологической помощи – 22 балла.

Соответственно, педагогический работник имеет возможность получить 32 балла за первый этап квалификационного экзамена.

            Второй этап квалификационного экзамена направлен на оценку уровня профессионально-практической компетентности педагогического работника. Экзаменуемому предлагается конкретное задание по проектированию фрагмента педагогической деятельности (урока, занятия и т.д.) на основе предварительно представленного комиссии собственного профессионального опыта.

            Члены квалификационной комиссии оценивают представленный опыт педагогической деятельности в соответствии с критериями, представленными в Методических рекомендациях о порядке проведения квалификационного экзамена. Максимально возможный балл при оценке опыта педагогической деятельности – 16.

Претендент на высшую квалификационную категорию в устной форме (10-15 минутном докладе) представляет спроектированный по заданию экзаменационной комиссии фрагмент педагогической деятельности, раскрывает специфику применения представленного опыта в конкретной образовательной ситуации (эпизоде образовательного процесса) и т.д.

Модель (фрагмент) образовательной деятельности (занятия), который  убедительно доказывает свободное владение автором содержанием представленного опыта в различных педагогических ситуациях и  подтверждает результативность, эффективность опыта оценивается в 16 баллов.

            Таким образом, максимально возможный результат за оба этапа квалификационного экзамена составляет 64 балла.

            Экзамен считается успешно сданным при результирующей сумме не менее 48 баллов, что составляет 75% от максимально возможного количества баллов.

            Максимально возможные баллы при оценивании отдельных этапов квалификационного экзамена при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории представлены в таблице.

ГУО «Гродненский областной институт развития образования» проводит квалификационный экзамен при прохождении аттестации педагогическими работниками на подтверждение высшей квалификационной категории в соответствии с Инструкцией о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования), утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2012 №101, и Методическими рекомендациями о порядке проведения квалификационного экзамена при прохождении аттестации педагогическими работниками на присвоение и подтверждение высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель-методист».

Организация квалификационного экзамена при прохождении аттестации педагогическими работниками

на подтверждение высшей квалификационной категории

    Проведение квалификационных экзаменов осуществляется согласно графику, который составляется на основании направлений организаций системы образования, отделов образования, спорта и туризма, гор(рай)исполкомов.

Приезд педагогических работников на квалификационный экзамен осуществляется на основании письма, высылаемого в учреждения образования за месяц до экзамена. Экзаменуемому необходимо иметь при себе паспорт. 

Не позднее, чем за 10 дней до квалификационного экзамена педагог должен предоставить в отдел по работе с организаторами образования института развития образования (кабинет 206) описание опыта педагогической деятельности на бумажном и электронном носителях (диск в конверте, на котором указывается тема опыта работы, фамилия, имя, отчество, место работы автора, район) и заверенную копию свидетельства о повышении квалификации. Структура описания опыта педагогической деятельности, требования к его оформлению смотрите в Методических рекомендациях о порядке проведения квалификационного экзамена при прохождении аттестации педагогическими работниками на присвоение и подтверждение высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель-методист».

Процедура проведения квалификационного экзамена
на подтверждение высшей квалификационной категории

Квалификационный экзамен на подтверждение высшей квалификационной категории проводится в течение одного дня.

На квалификационном экзамене педагогам предлагаются билеты, которые содержат задание по проектированию фрагмента педагогической деятельности (урока, занятия и т.д.) на основе представленного опыта педагогической деятельности. Время выполнения задания – 2 академических часа.

Затем экзаменуемый в устной форме представляет спроектированный фрагмент педагогической деятельности, раскрывает специфику применения представленного опыта в конкретной образовательной ситуации.

Оценивание предоставленного опыта педагогической деятельности и защиты спроектированного фрагмента педагогической деятельности проводится членами квалификационной комиссии в соответствии с утвержденными критериями и показателями.

Максимальное количество баллов за опыт педагогической деятельности – 16, за защиту спроектированного фрагмента педагогической деятельности – 16. Всего за квалификационный экзамен – 32 балла. Для сдачи квалификационного экзамена необходимо набрать 75% от максимального количества баллов, т.е. не менее 24 баллов.

Алгоритм самоанализа профессиональной деятельности педагога  (по Глинскому А.А.)

1.     Формальные показатели: преподаваемые учебные дисциплины, классы в которых работает педагог, квалификационная категория, педагогический стаж.

2.     Общая характеристика выполнения плана по самообразованию за прошедший период (полнота реализации  содержательной составляющей плана, решение задач, достижение цели).

3.     Профессионально-педагогическая результативность:

Личностно-профессиональные достижения (повышение категории, участие в инновационной деятельности, методических декадах, профессиональных конкурсах, научно-практических конференциях, создание авторской методической системы, разработка авторский дидактических систем, обобщение (самообобщение) опыта работы, прохождение курсового повышения квалификации, публикации из опыта работы и т.д.).

Достижения учащихся (итоги успеваемости, результативность участия в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях, уровень личностного развития, сплоченность ученического коллектива, сформированность мотивации достижения успеха и другие).

4.     Профессионально-педагогическая подготовка:

       прохождение курсового повышения квалификации и его влияние на личностно-профессиональное развитие;

       участие в межкурсовой работе (в работе методического формирования, обще- и внешкольных мероприятиях) и его значимость в профессиональном самосовершенствовании;

       реализация темы по самообразованию;

       знакомство с адресами ППО и изучение опыта коллег по актуальным для педагога проблемам;

       работа с научно-методической, справочной литературой;

       значимость взаимодействия с коллегами; внешнее сотрудничество;

5.     Профессионально-педагогическая деятельность:

       осуществление образовательного процесса (используемые технологии, методики, методы, приемы, средства);

       дифференциация и индивидуализация образовательного процесса; работа с одаренными детьми, с претендентами на получение медалей;

       участие в организации дополнительных образовательных услуг (виды и формы работы);

       участие в общее-  и внешкольных учебно-методических мероприятиях;

       совершенствование работы учебно-предметного кабинета;

       руководство  процессом повышения квалификации коллег (стажировка, наставничество,  проведение  мастер-класса  и др.

6.  Вывод: какие результаты достигнуты  и что этому способствовало.

7.  Определение перспектив дальнейшего саморазвития (цели, задачи, содержание  и направления деятельности).

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.