1. Планирование работы классного руководителя с учётом возрастных особенностей обучающихся и поиск эффективных форм для профилактики трудновоспитуемости.
2. Систематический анализ воспитательной работы с обучающимися по результатам их успеваемости, поведения, общественной активности и морального облика (анкетирование, беседы и т.д.).
3. Регулярный контроль посещаемости обучающихся занятий и меры, принимаемые для устранения пропусков без уважительных причин (ведение дневника педнаблюдений, просмотр школьного журнала "Журнал посещаемости", беседа с учителями, информация родителей и т.п.).
4. Индивидуальная работа с трудновоспитуемыми:
а) наличие плана индивидуальной работы
б) посещение трудновоспитуемого на дому
в) работа с трудновоспитуемым в учреждении образования
г) вовлечение трудновоспитуемого в секции, кружки, факультативы
д) наличие документации по работе с трудновоспитуемыми и неблагополучными семьями (анкеты, характеристика, акт жилищно-бытового обследования, план индивидуальной работы с подростком)
е) посещение обучающихся на дому
5.Встречи с родителями на дому, в школе, на заседаниях общественных организаций и результат этих встреч.
6. Проведение родительских собраний по правовой тематике с приглашением для выступления представителей правоохранительных органов.
7. Работа над внешним видом обучающихся (контроль, реагирование).
8. Закрепить общественных воспитателей за трудновоспитуемыми.
9. Контролировать состояние учебников, тетрадей, дневников обучающихся.