Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Прафарыентацыйная работа

Дата: 5 марта 2015 в 21:26, Обновлено 13 ноября 2020 в 15:14
Автор: Путрик Е. О.

ПАМЯТКА ВЫБИРАЮЩЕМУ ПРОФЕССИЮ

       Выбор профессии - сложный и ответственный шаг в твоей жизни. Не предоставляй выбор своей будущей профессии случаю. Пользуйся информацией профессионалов. Профессию надо выбирать обдуманно, с учётом своих способностей, внутренних убеждений (только равнодушные идут куда придётся), реальных возможностей, взвесив все "за" и "против".

       С этой целью:

Изучи глубже самого себя:

разберись в своих интересах (что тебе интересно на уровне хобби, а что может стать профессией), склонностях, особенностях своего характера и физических возможностях.

Подумай, какие у тебя сильные и слабые стороны, главные и второстепенные качества.

Ознакомься с профессиями, которые соответствуют твоим интересам  и способностям. Прочти побольше книг, статей, журналов.

Наметь предварительно избираемую профессию или группу родственных профессий.

Побеседуй с представителями избираемых профессий, постарайся побывать на рабочем месте этих специалистов, ознакомься с характером и условиями труда. Подумай, как, где и когда можно попробовать свои силы в этом деле практически и - действуй!

Ознакомься с учебными заведениями, в которых можно получить избранную профессию.

Сопоставь свои личные качества и возможности с характером той профессии, которую ты выбрал.

Приняв решение, не отступай перед трудностями. Будь настойчив в достижении намеченных целей.

ЛИЧНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН УЧАЩЕГОСЯ

Главная цель (что я буду делать, каким буду, чего достигну, идеал жизни и деятельности).

Цепочка ближайших и более отдалённых конкретных целей (чему и где учиться, перспективы повышения мастерства).

Пути и средства достижения ближайших целей (беседы с людьми, проба сил, самообразование, поступление в учебное заведение, подготовительные курсы.)

Внешние условия достижения целей ( трудности, возможные препятствия, возможное противодействие тех или иных людей).

Внутренние условия (свои возможности: состояние здоровья, способности к теоретическому или практическому обучению, настойчивость, терпение, личные качества, необходимые для работы по данной специальности).

Запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых препятствий для реализации основного варианта.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЛАНА:

определённость, ясность плана (если человек указывает на единственную профессию и соответствующий тип учебного заведения),

полнота плана ( когда учтены все необходимые факторы выбора профессии: направленность интересов, склонностей, способностей, состояние здоровья, уровень образования и т.д.),

устойчивость плана (во времени, как уверенность в правильности выбора и помехоустойчивость в стремлении к его осуществлению),

реалистичность плана (как опора на реальные социальные и психологические возможности реализации выбора),

логическая обоснованность и внутренняя согласованность (как соотнесение склонностей и способностей человека с требованиями профессии),

моральная оправданность плана (если мотивы профессии относятся к содержанию деятельности),

согласованность планами с потребностями рынка труда.

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЛАНА

Составляя личный профессиональный план, необходимо:

определить, какой вид деятельности вам интересен, проанализировать в какой степени выражены склонности к работе в сферах "человек-природа", "человек-техника", "человек-человек", "человек-знаковая система", "человек-художественный образ", составить формулу интересующей профессии

выяснить, работники каких профессий требуются на рынке труда, в городе, районе, где вы живёте

сопоставить полученные данные и сделать вывод, в какой области профессиональной деятельности вы могли бы работать

ознакомиться с интересующими профессиями, беседуя с их  представителями, пользуясь профессиограммами, специальной литературой, посоветоваться с родителями, проконсультироваться с врачом

соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями избранной профессии

узнать содержание интересующей профессии, условия работы, перспективы профессионального роста

ознакомиться с возможными путями освоения профессии, побывать в учебных заведенияъ на "Днях открытых дверей"

проанализировать преимущества и недостатки различных путей получения общеобразовательной и профессиональной подготовки.

ПРИНЦИПЫ,

КОТОРЫМИ ДОЛЖЕН РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ ЧЕЛОВЕК, ВЫБИРАЮЩИЙ ПРОФЕССИЮ

ПРИНЦИП СОЗНАТЕЛЬНОСТИ. Правильно выбрать профессию может человек, чётко осознавший:

что он хочет(осознающий свои цели, жизненные планы, идеалы, стремления, ценностные ориентации),

что он есть (знающий свои личностные и физиологические особенности),

что он может (знающий свои склонности, способности, дарования),

что от него потребует работа и трудовой коллектив.

ПРИНЦИП СООТВЕТСТВИЯ. Выбираемая профессия должна отвечать (соответствовать) интересам, склонностям, способностям, состоянию здоровья человека и одновременно потребностям общества в кадрах.

ПРИНЦИП АКТИВНОСТИ. Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил в кружках, секциях, факультативах, чтение литературы, экскурсии, встречи со специалистами, посещение учебных заведений в "Дни открытых дверей", самостоятельное обращение к психологу или профконсультанту.

ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ. Отражает идею необходимости развивать в себе такие качества, которые нужны для любой профессии. Это - психические процессы (мышление, память, внимание) и следующие черты характера: трудолюбие, добросовестность, прилежность, организованность,исполнительность, самостоятельность, инициативность, умение переносить неудачи, выдержка, настойчивость.

ОШИБКИ И ЗАТРУДНЕНИЯ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ

1. НЕЗНАНИЕ ПРАВИЛ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ:

-выбор профессии за компанию,

-перенос отношения к человеку на саму профессию,

-отождествление учебного предмета с профессией,

-ориентация сразу на профессии высокой квалификации,

-неумение определить путь получения профессии.

2. НЕЗНАНИЕ САМОГО СЕБЯ:

-незнание или недооценка своих физических особенностей,

-незнание или недооценка своих психологических особенностей.

-неумение соотнести свои способности с требованиями профессии.

3. НЕЗНАНИЕ МИРА ПРОФЕССИЙ:

-увлечение только внешней стороной профессии,

-предубеждение в отношении престижа профессии,

-незнание требований профессии к человеку,

-устаревшие представления о характере и условиях труда конкретной профессии.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ

Различают следующие степени профессиональной пригодности:

1. Непригодность. Она может быть временной или практически непреодолимой. О ней говорят в тех случаях, когда имеются отклонения в состоянии здоровья, несовместимые с работой. При этом дело обстоит не обязательно так, что человек не может работать, а так, что работа в данной профессии может ухудшить состояние человека. Противопоказания бывают не только медицинские, но и психологические: те или иные стойкие личные качества будут помехой для овладения определённой профессией.

2. Годность. Характеризуется тем, что нет противопоказаний, но нет и очевидных показаний. Иначе говоря, ни за , ни против. "Можешь выбирать эту профессию. Не исключено, что станешь хорошим работником". Примерно такими словами можно охарактеризовать данную степень профессиональной пригодности.

3. Соответствие. Нет противопоказаний и есть некоторые личные качества, соответствующие требованиям профессии. Например, есть выраженный интерес к определённым объектам труда (технике, природе, людям, искусству) или успешный опят в данной области. При этом не исключено соответствие другим профессиям. "Можешь выбрать эту профессию. И весьма вероятно, что будешь хорошим работником".

4. Призвание. Это высший уровень профессиональной пригодности. Он характеризуется тем, что во всех элементах её структуры есть явные признаки соответствия человека требованиям избираемого вида труда. Речь идёт о признаках, которыми человек выделяется среди своих сверстников, находящихся в равных условиях обучения и развития. "В этой и именно в этой области труда ты будешь наиболее нужен людям"

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.